Узнайте о различиях между декоративно-прикладным искусством и живописью - видами творчества, обладающими уникальными функциями и характеристиками.
Cодержание
Декоративно-прикладное искусство - вид художественного творчества, который охватывает множество различных профессиональных и самодеятельных деятельностей, нацеленных на создание изделий, сочетающих утилитарную, эстетическую и художественную функции. Включает в себя два обширных вида искусства: декоративное и прикладное.
Определение и функции декоративно-прикладного искусства
Декоративно-прикладное искусство - собирательный термин, объединяющий декоративное и прикладное искусство. Декоративное искусство ориентировано на создание украшений, в то время как прикладное искусство имеет практическое применение.
Основное предназначение декоративно-прикладного искусства - сочетание эстетики и утилитарности. В отличие от произведений изобразительного искусства, которые предназначены для восприятия вне окружающей среды и относятся к "чистому искусству", произведения декоративно-прикладного искусства могут иметь практическое значение или служить украшением.
Декоративно-прикладное искусство относится к бифункциональным искусствам, так как оно сочетает в себе две функции: утилитарную и декоративную.
Отличия декоративно-прикладного искусства от живописи
Все произведения, созданные художниками, скульпторами и ремесленниками, проявляют интерес к эстетике. Все виды искусства призваны доставлять визуальное наслаждение зрителю. Однако предметы декоративного искусства, в отличие от живописи, несут функциональную нагрузку. Они не только прекрасны сами по себе, но также могут быть использованы для украшения интерьера или иметь практическое применение.
Декоративно-прикладное искусство включает в себя различные отрасли, такие как керамика, ювелирные изделия, оружие, текстиль, стеклянная посуда и мебель. Каждая из этих отраслей сочетает в себе функциональность и эстетику, создавая уникальные произведения искусства.
См. также
История и развитие декоративно-прикладного искусства
Декоративное искусство зародилось еще в древних цивилизациях. В разных культурах и эпохах развития искусства были созданы уникальные произведения, отражающие вкусы и традиции того времени.
Например, в древней Японии мастера начали создавать керамику, которая сочетала в себе красоту и функциональность. В кельтской культуре использовались металлы для создания ювелирных изделий и оружия. В Средневековой Европе популярностью пользовались текстиль, гобелены, иллюминированные рукописи, витражи и мозаики.
В разные периоды истории различные стили и направления влияли на развитие декоративно-прикладного искусства. Например, во Франции XVIII века преобладал стиль рококо, который был орнаментальным и театральным. В Китае в период династии Мин были разработаны новые методы создания керамики, включая усовершенствованный процесс глазурования.
Сегодня декоративно-прикладное искусство продолжает развиваться и привлекать внимание миллионов людей. Оно является источником вдохновения и представляет собой богатый мир творчества и уникальных изделий.
Что нам скажет Википедия?
Декоративно-прикладное искусство — вид художественного творчества, который охватывает многие разновидности профессиональной и самодеятельной творческой деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции. Этот собирательный термин условно объединяет два обширных вида искусства: декоративное и прикладное. Иногда эту широкую область вместе с дизайном именуют предметным творчеством. В отличие от произведений изобразительного, или изящного искусства, предназначенных для эстетического и художественного восприятия вне окружающей среды и поэтому относящихся к «чистому искусству», многочисленные произведения декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление (прикладное искусство) или служить украшением в широком смысле этого слова (декоративное искусство). В первом случае ключевым понятием является утилитарность или утилитарная функция, во втором — декор. Таким образом, декоративно-прикладное искусство, наряду с архитектурой, относится к роду бифункциональных искусств (лат. bi — два, двойной и лат. functio — исполнение, действие).
Понятие «декоративно-прикладное искусство» следует отличать, с одной стороны, от ремесла и народных художественных промыслов (связанных с ручной обработкой материала — «рукомеслом»), оформительского искусства (имеющего эстетический, но не художественный характер), а с другой стороны — от промышленного дизайна, изначально связанного с методикой проектирования и механическим воспроизводством изделий. В середине и второй половине XVIII века в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, действовали классы «мастерств и ремёсел» (к началу XIX века они оказались закрытыми ввиду изменений в области академической эстетики). Однако в истории русского искусства закрепился термин «учёное прикладничество», обозначающий работу профессиональных художников, имеющих академическое образование, в том числе иностранных мастеров, в области декоративного и прикладного искусства, изделия которых отличны от самодеятельного народного творчества профессиональной школой, хотя и, безусловно, связанных с народными традициями.
Так, выдающийся отечественный историк-византинист А. В. Банк в предисловии к своей книге «Прикладное искусство Византии IX—XII веков» подчёркивала неорганичность названия, которое пришлось использовать по требованию издательства «как более привычное», но с научной точки зрения неверное: «Русское определение термина „прикладное искусство“ не адекватно тем функциям и тому значению, которые имели малые формы искусства в Cредние века, в частности в Византии. Понятия „Kleinkunst“ или „arts mineurs“ в значительно большей мере соответствуют их отнюдь не только утилитарному значению. Когда же это определение всё-таки встречается в настоящей книге, необходимо учитывать это предварительное замечание».