Узнайте простыми словами, что такое декоративно-прикладное искусство, его характерные особенности, отличия от изобразительного искусства, роль в обществе и различные виды. Привет, вязание!
Cодержание
Каждый исторический период характеризуется преобладанием каких-то видов декоративно-прикладного творчества. В разные времена направления такого вида искусства менялись, отвечая на запросы нового общества. Но неизменным остается стремление людей использовать фантазию в создании или украшении мира вокруг себя. Творческое мышление – одна из главных отличительных особенностей человека.
Определение
Декоративно-прикладное искусство – это вид деятельности, направленный на создание или украшение изделий, предназначенных как для эстетического удовольствия, так и для практического применения.
Характерные особенности:
- Узнать произведение декоративного творчества можно по заметному отпечатку мастера. Всегда видно, что к такому изделию была применена фантазия художника.
- Предметы декоративно-прикладного искусства — это произведения из дерева, металла, керамики, расписные вазы и прочая посуда, одежда с выполненным вручную рисунком, отчеканенные монеты, предметы из бересты, кружева, вышивки.
См. также
Отличия от изобразительного искусства
Несмотря на то, что в ДПИ существуют формы, тесно переплетающиеся с другими видами творческой деятельности, между ними есть существенные различия.
Под изобразительным искусством чаще всего понимают картины на холсте, хотя в широком смысле туда относят скульптуру, архитектуру. Соответственно, понятие изобразительного искусства гораздо шире определения декоративно-прикладной живописи. У нее единственная цель – эстетическая, в то время как ДПИ отличается практической направленностью.
Для живописи или скульптуры важна образность и выразительность, в них выражается философия эпохи. Развитие декоративно-прикладного искусства ориентировалось на текущие материальные потребности общества.
Роль ДПИ
Народное декоративно-прикладное искусство относится к способам трансляции духовного опыта сквозь поколения.
Главные ценности культуры всегда находили отражение в окружающих предметах. Декор отражал, как модные тенденции, так и важные основы общественной жизни. Старинные кресты и иконы указывают на религиозную жизнь, традиционная одежда подчеркивает национальную идентичность народа.
По тем идеям, которые мастера старались передать в своих изделиях, можно делать выводы о культуре прошедших времен. Также удобно изучать историю и традиции, обращаясь к наглядным предметам быта прошлых лет. Эффект от прикосновения к ним больше, чем от разглядывания картинок в учебнике.
Роль современного ДПИ в обществе весьма важна. Оно выполняет следующие функции:
- Предоставляет возможность для самовыражения и самореализации художников и ремесленников.
- Создает уникальные и эксклюзивные предметы, которые могут стать предметами коллекционирования или подарками.
- Вносит красоту и гармонию в повседневную жизнь.
Виды
Декоративно-прикладное искусство включает различные отрасли творческой деятельности. В академической литературе принята классификация по материалу, по технике выполнения и по функциональным признакам использования предмета.
Примеры видов декоративно-прикладного искусства:
Материал | Техника выполнения | Функциональное использование |
---|---|---|
Дерево | Резьба | Мебель |
Металл | Литье, чеканка | Украшения, посуда |
Керамика | Роспись | Вазы, посуда |
Текстиль | Вышивка | Одежда, плательные ткани |
См. также
Интересные факты о декоративно-прикладном искусстве
Декоративно-прикладное искусство является источником вдохновения для миллионов людей. Вот несколько интересных фактов о нем:
- Декоративно-прикладное искусство объединяет эстетику и функциональность в одном направлении.
- Оно имеет древние корни и развивалось вместе с развитием человечества.
- Произведения ДПИ могут быть использованы в повседневной жизни и украшать интерьеры.
- Декоративно-прикладное искусство имеет свою уникальность и множество видов, включая гобелены, ковры, мебель, стекло, фарфор и другие.
Декоративно-прикладное искусство играет важную роль в культуре и обществе. Оно позволяет нам выразить свою индивидуальность, украсить нашу жизнь и создать гармонию в окружающей среде.
Что нам скажет Википедия?
Декоративно-прикладное искусство – вид художественного творчества, который охватывает многие разновидности профессиональной и самодеятельной творческой деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции. Этот собирательный термин условно объединяет два обширных вида искусства: декоративное и прикладное. Иногда эту широкую область вместе с дизайном именуют предметным творчеством.
В отличие от произведений изобразительного, или изящного искусства, предназначенных для эстетического и художественного восприятия вне окружающей среды и поэтому относящихся к «чистому искусству», многочисленные произведения декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление (прикладное искусство) или служить украшением в широком смысле этого слова (декоративное искусство). В первом случае ключевым понятием является утилитарность или утилитарная функция, во втором – декор. Таким образом, декоративно-прикладное искусство, наряду с архитектурой, относится к роду бифункциональных искусств.
Понятие «декоративно-прикладное искусство» следует отличать, с одной стороны, от ремесла и народных художественных промыслов (связанных с ручной обработкой материала – «рукомеслом»), оформительского искусства (имеющего эстетический, но не художественный характер), а с другой стороны – от промышленного дизайна, изначально связанного с методикой проектирования и механическим воспроизводством изделий. В середине и второй половине XVIII века в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, действовали классы «мастерств и ремёсел» (к началу XIX века они оказались закрытыми ввиду изменений в области академической эстетики). Однако в истории русского искусства закрепился термин «учёное прикладничество», обозначающий работу профессиональных художников, имеющих академическое образование, в том числе иностранных мастеров, в области декоративного и прикладного искусства, изделия которых отличны от самодеятельного народного творчества профессиональной школой, хотя и, безусловно, связанных с народными традициями. Разграничение названных понятий следует рассматривать не абстрактно, а в историко-культурном контексте, который, однако, порождает новые проблемы.
Так, выдающийся отечественный историк-византинист А. В. Банк в предисловии к своей книге «Прикладное искусство Византии IX—XII веков» подчёркивал неорганичность названия, которое пришлось использовать по требованию издательства «как более привычное», но с научной точки зрения неверное: «Русское определение термина „прикладное искусство“ не адекватно тем функциям и тому значению, которые имели малые формы искусства в Cредние века, в частности в Византии. Понятия „Kleinkunst“ или „arts mineurs“ в значительно большей мере соответствуют их отнюдь не только утилитарному значению. Когда же это определение всё-таки встречается в настоящей книге, необходимо учитывать это предварительное замечание».